пнвтсрчтптсбвс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       

Реклама


  Технологии/Явление

iPod broadcasting

ПодкастыБывает сарафанное радио, по которому быстрее всего доходят самые невероятные трактовки происходящего. Бывает радио армянское – полумифический кладезь всего, что относится к софистике и абсурдистскому юмору

Подкасты 12.02.2009
12:50
Илья Ильин

ПодкастыСовсем недавно появилось еще одно – карманное радио. Но не в смысле появившихся на закате СССР миниатюрных радиоприемников а-ля «Олимпик», а в самом прямом значении: радио, которое без посредства радиоволн умещается в кармане. Для столь неординарного явления вскоре придумали собственный термин – «подкаст».

Однако гики (в разной степени повернутые на хай-теке и передовых отраслях знания люди) имеют занятное свойство переворачивать все с ног на голову – и потому самые обыкновенные радиостанции пафосно именуют «подкастами по воздуху». Где же здесь курица, а где яйцо? Что приключилось с радиоформатом и чем нам это грозит? Как карманное радио ударит по карману?

Слухи…

В конце 2004 года в прессе (в том числе некомпьютерной, которая, как известно, тем быстрее разносит слух о трендах цифрового мира, чем меньше в них понимает) лавинообразными темпами стал разрастаться поток публикаций о принципиально новом явлении – подкастинге. Серьезные сайты, газеты и журналы уверяли, что подкастинг – радиовещание через интернет – перевернет представление о сложившихся способах распространения аудиоинформации, а любой желающий теперь сможет прославиться на весь мир в качестве радиоведущего.

ПодкастыКонспективно суть была уловлена правильно: подкастинг (неологизм родился путем соединения корней: pod – в честь одного очень известного аудиоплеера; casting – от английского broadcasting, то есть «вещание») в качестве средства доставки программы к слушателю действительно подразумевает интернет, а принципы здесь таковы, что запустить собственный подкаст может практически любой пользователь компьютера. Однако при этом суть данного механизма мало кто из неспециализированных изданий поначалу взялся разжевать читателю, что породило о подкастинге множество мифов.

Как это работает на самом деле, в чем новаторство? Революционность подкастинга совершенно точно не в проводнике. Интернет как альтернативный способ радиовещания был освоен еще в середине девяностых (долгое время признанным лидером в этой области была ныне агонизирующая компания Real Networks), и многие традиционные радиостанции содержат и всячески рекламируют свои онлайн-версии для иностранных слушателей, а также для тех, кто считает радиоприемник анахронизмом.

ПодкастыСущественное отличие подкастинга в том, что вещание не происходит постоянным потоком (из которого пользователь слушает лишь тот фрагмент, который приходится на время сетевой активности самого пользователя), а составляется из отдельных выпусков, которые скачиваюся целиком и прослушиваются в удобное время.

Подкастинг, строго говоря, не является вещанием, ведь теперь вместо единого и неделимого эфира пользователь имеет дело с отдельными программами и выпусками. Таким образом, появляется возможность самому выбирать что слушать не будучи привязанным к ограниченному набору станций заданного формата.

Также новаторство подкастинга заключается в форме хранения материала. Если интернет-радио – это непрерывный streaming, исключающий возможность сохранить понравившийся фрагмент, то подкасты приходят к слушателю (вернее, к подписчику) в виде самых обыкновенных звуковых файлов в mp3, aac, ogg или в другом сжатом формате. Файлы эти можно хранить где угодно, записывать на диски, пересылать друзьям – в общем, открывается поле для беспредела.

Подписка

Подкастинг начинается там, где заканчивается безыскусное скачивание вручную архивов любимых артистов с пиратских и не очень сайтов. Явление, которое впоследствии было названо подкастингом, основывается на технологии сетевой подписки. Штука эта, совершенно к аудиовизуальной информации не привязанная, одна из главных инноваций в интернете и стоит наравне со, скажем, технологией Flash или блогами. ПодкастыСумасшедшей популярности последних во многом способствовала именно цифровая подписка. Работает она так: текст, аудио, видео, то есть вообще практически любого вида информация помещается в независимые файлы или блоки, а сведения о них становятся записью в индексном файле (т.н. feed). Подписчик открывает «фид» (обычно составленный в формате RSS или Atom) в специальной программе-клиенте, которая, в свою очередь, с установленной периодичностью проверяет этот «фид» на предмет обновлений и в случае нахождения новых записей сгружает прописанные в них текстовые, аудио– или видеофайлы и предъявляет пользователю. Эта несложная, в общем, схема дает ошеломительные результаты: для пользователя это выглядит так, как будто новости, на которые он подписался, сами приходят к нему в компьютер по мере опубликования.

Специальное ПО

Собственно, принципиальным моментом в выделение подкастов в отдельный жанр стало изобретение средств, настроенных специально на работу со звуковым материалом. Впервые оперировать аудиофайлами позволило популярное приложение для создания блогов Radio Userland.

ПодкастыДело продолжила небольшая программа Ed Radio, написанная известным компьютерным исследователем Стефеном Даунсом. Она сканировала предъявленные «фиды», находила в них mp3-файлы и объединяла их в собственный «фид». Как можно понять, тогда подкастов как жанра еще не существовало: проекты, которые тогда назывались аудиоблогами, были лишь обычными дневниками, к которым прикреплялись аудиопометки (поэтому нынешние подкасты называть аудиоблогами будет не совсем корректно). Но именно тут передовые члены сетевого сообщества разом осознали прекрасную возможность для самовыражения, валяющуюся буквально у них под ногами. В аудиоблогах процент «аудио» стал резко увеличиваться, появились совершенно законченные средства для работы с аудиоподписками, способные, помимо прочего, копировать свежескачанные записи в переносные плееры (одна из самых знаменитых программ подобного рода была названа, так уж получилось, в честь одного известного плеера – iPodder) – в общем, для народившегося явления оставалось лишь придумать адекватное имя.

О происхождении слова «подкасты» Впервые заветное слово публично употребил обозреватель Guardian Бен Хаммерсли, в номере от 12 февраля 2004 года рассуждавший о Подкастыневиданном буме любительского радио. Для обозначения данного явления Бен предложил несколько вариантов (в числе которых вашему корреспонденту особенно импонирует “guerillamedia”, то бишь «партизанские СМИ»), но слово «подкастинг» (ура!) было столь благозвучным и так хорошо отражало конъюнктуру, что моментально вступило в свои права. Надо заметить, не всем пришелся по душе тот факт, что название популярнейшего информационного тренда явным образом содержало в себе имя одного популярного аудиоплеера. Так что многие ньюсмейкеры попытались по горячим следам взять словообразовательную инициативу в свои руки. Например, Creative предложила откровенно рекламный термин zencasting, а Microsoft – нейтральный, но плохо произносимый blogcasting. Как видно, попытки привить искусственные определения были настолько неуклюжими, что торжеству подкастинга – как слова и как явления – ничего не угрожало.

Особенно иронически воспринимается тот факт, что компания Apple, к которой напрямую отсылает термин «подкастинг», не изобрела этого явления и вообще на первых порах никак в нем не участвовала.

ПодкастыПодкасты и Apple

Вообще-то метод распространения, на котором основывается подкастинг, не нов. Подобные технологии практиковали многие хайтек-компании, а законченное решение в 2001 году представила компания I2Go, чей mp3-плеер eGo взаимодействовал с фирменным каталогом подписного вещания myAudio2Go, предоставлявшим доступ к нескольким десяткам программ с новостями спорта, шоу-бизнеса, с обзорами телепрограмм и с другими радиошоу. Сервис этот благополучно канул в Лету, так как был привязан к конкретному производителю.

Движение подкастинга при всей его открытости могло бы куда быстрее сойти на нет по противоположной причине: из-за отсутствия корпоративной поддержки. И неизвестно, проснулась бы Apple, не будь подкастинг назван в честь одного популярного аудиоплеера, но в итоге она спохватилась-таки и в июне 2005 года встроила поддержку подкастов в проигрыватель iTunes и в тот самый аудиоплеер. ПодкастыЗаодно – и это сыграло решающую роль в популяризации подкастов – в онлайн-магазине iTunes Music Store была организована соответствующая директория, где было представлено море подкастов на всевозможные темы от любителей и профессионалов. К этому времени подкастинг проник практически в каждую область знания. Студенты подписывались на лекции по MBA; фанаты слушали программы своих любимых комментаторов; многотиражные журналы издавали свои кавер-стори в форме подкастов. Но наибольшей популярностью пользовались авторские подкасты, создатели которых становились столь же популярными личностями, что и ведущие ток-шоу. Апофеозом стали случаи, когда традиционные радиостанции начали передавать на своих волнах подборки особо популярных подкастов.

 

pod (6)

В этой благоприятной обстановке Apple, владелец самого посещаемого онлайн-магазина музыки, стала особо напирать на подкасты как на самое модное средство самовыражения. Кастинг стал ключевым моментом маркетинга фруктовой компании: с выходом видеоверсии одного популярного плеера на сайте появился новый раздел видеоподкастов, где популярные телешоу в карманном формате продаются за символическую пару долларов. А новый пакет iLife’06 ориентирован на непринужденное создание и легкую публикацию под-, фото– и прочих «кастов». А в каталоге iTunes открыта новая секция, в которой собраны лучшие подкасты, распространяющиеся уже на платной основе. И пока новое развлечение вполне закономерно обретает коммерческую форму, эстафету подхватывают сайты с пока что свободным духом. Популярно движение и в России: каталог russianpodcasting.ru, созданный культовым ди– и виджеем Василием Стрельниковым, насчитывает более трех с половиной тысяч подкастов.

Эпилог

ПодкастыНесмотря на глобализм и полное отсутствие творческих рамок подкастинг на самом деле чистейшее порождение американской культуры, притом самых светлых ее традиций. Ведь радиолюбительство (усовершенствованным видом которого и является подкастинг) с середины прошлого века было одним из главных занятий романтизированной американской молодежи.

Тинейджеры собирали из конструкторов радиопередатчики, забирались на чердак (или в домик на дереве) и, томно глядя на звезды, начинали вещание, изливая поток сознания в кажущуюся такой насыщенной пустоту с расчетом, что какая-нибудь одинокая душа в радиусе приема сейчас занимается тем же.

Подкастинг – в принципе то же самое, только с ним не надо быть простым американским парнем, не обязательно иметь радиопередатчик и даже чердак. Ну а бездонное звездное небо можно нарисовать на потолке или поставить картинкой на рабочем столе.



<< Предыдущая В начало рубрики Следующая >>



Конкурсы

Реклама