пнвтсрчтптсбвс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       

Реклама


  Технологии/Полигон

Мир на карте этой

Карты для навигации

Карты для навигации 08.10.2009
11:30
Егор Федоров

 

Купив программу для навигации (или скачав в интернете демонстрационную или полную версию), практически в 100% случаев вы получите в комплекте карты тех или иных регионов. Но на практике территория охвата этих карт ограничивается крупными городами России и прилегающими областями – обнаружить на них пути проезда к богом забытой деревеньке где-нибудь под Норильском практически наверняка невозможно. А толку от навигатора без подробной карты соответствующей местности нет никакого.

 

Виды карт

 

Карты для навигацииДля навигации обычно используются два вида карт: векторные или растровые. Также некоторые приложения могут использовать аэро- и космические снимки.

 

Векторная карта охватывает объекты, определяемые векторами (математическими уравнениями), содержащие информацию о размере, форме, цвете, границе и местоположении. Векторные карты представляют собой базу данных – этакий многослойный пирог, в разных слоях которого содержится информация о дорогах, объектах и их характеристиках. Если открыть все слои одновременно, то на экране будет мешанина из линий, точек и полигонов. Они появляются при подготовке векторной карты из растровой, когда с последней убирают практически не использующуюся в GPS-навигации топографическую и другую информацию: особенности рельефа местности, данные о нахождении ЛЭП, например. При загрузке подобной карты программа анализирует информацию, хранящуюся в базе данных, и на ее основе создает изображение карты местности. Так как векторная карта содержит минимальный объем графической информации, то и места в памяти программы и на флеш-карте занимает немного. К примеру, на карту объемом 1 Гб можно записать до 500 километровок (в зависимости от разрешения карты).

 

Карты для навигацииГлавное достоинство векторных карт – возможность масштабирования практически без ограничений. Детализация карты при этом зависит всего лишь от дотошности и желания разработчиков. Векторный формат карт позволяет вести поиск в базе данных POI, по названию конкретного объекта, улицы или дома.

 

Растровые карты – наиболее простой и доступный формат, используемый в GPS-навигации. Карты хранятся в формате BMP или JPG и имеют привязку по координатам географической сетки. Фактически растровые карты – это набор пикселей (разноцветных точек), из которых складывается изображение карты. В отличие от векторных карт, растровые представляют собой целостное изображение.

 

Основным преимуществом растровой карты является возможность использовать карты любых регионов и любых масштабов. Масштаб растровой карты прямо пропорционален масштабу бумажного оригинала. Сейчас поступили в свободный доступ карты-«километровки» в масштабе 1:100000 (1 см равен 1 км). В принципе, для ориентирования можно использовать карты и с меньшей детализацией в масштабах – вплоть до 10 км в 1 см. Карты с более крупным масштабом малопригодны для использования в GPS-навигации. Карты для навигацииТакже существуют карты и топографические планы и схемы с масштабом менее 1 км, но они почти недоступны из-за «секретности» картографической информации на них. Да и подробные листы карт для отдаленных районов и в настоящее время найти весьма затруднительно.

 

Изготовить растровые карты можно и самостоятельно, достаточно иметь бумажную топографическую или туристическую карту и планшетный сканер. Для использования с GPS одного изображения недостаточно. Отсканированную карту необходимо будет привязать («откалибровать») по географическим координатам. Минимальную привязку карты можно выполнить по двум точкам, расположенным на противоположных краях изображения. При привязке необходимо как можно точнее сделать ориентацию на север. Карты больших размеров могут потребовать трех и более точек для привязки. Для максимально точной привязки рекомендуется использовать 5 точек (4 по краям и 1 в центре карты).

 

Значения координат точек привязки берутся с карты (если карта топографическая и имеет координатную сетку) или определяются опытным путем, непосредственно получив координаты на местности с помощью GPS. Качество и точность полученной растровой карты непосредственно зависит от сканирования, качества оригинала и точности ее привязки.

 

Карты для навигацииТак как большинство российских атласов автодорог и, порой, листовых карт не имеют координат географической сетки, то стоит воспользоваться уже готовыми отсканированными и привязанными картами, которых в интернете предостаточно.

 

Как создаются карты

 

Одна из самых больших проблем, стоящих перед пользователями автомобильных навигаторов, - где взять карты. Казалось бы, ну что мешает производителям картографических баз данных для GPS-устройств взять за основу гигабайты бесплатных пользовательских карт в интернете, чуть-чуть их «подрихтовать» да продать данные производителям навигаторов, чтобы те предустановили новую карту в свое программное обеспечение.

 

Но на самом деле все не так просто, как кажется на первый взгляд, особенно если речь идет о картах именно для навигации в автомобиле в условиях городского движения.

 

Например, компания NAVTEQ, картографические данные которой используются большинством производителей GPS-навигаторов Карты для навигации(Garmin, TomTom, Magellan, Nokia, HP и другими), для создания качественных карт России потребовалось создать местный офис.

 

Специалисты-геоаналитики, начиная разработку карты региона, сначала пытаются получить (через частные или официальные организации, открытые источники вроде интернета или GoogleMaps) все возможные картографические данные. После этого данные сравниваются, и создается усредненный вариант карты.

 

Дальше начинается самая сложная работа: геоаналитики на специально оборудованных автомобилях объезжают все дороги, обозначенные на карте, проверяя информацию, дополняя ее новыми данными. Обычно машина каждой команды снабжается GPS-приемником с максимальной погрешностью до 1 метра, который соединен с ноутбуком, оснащенным специальным программным обеспечением. Кроме того, в распоряжении специалиста планшет (непосредственно во время движения в память компьютера вносится информация о дорожных знаках, разметке, максимальной скорости движения), наушники вроде тех, которые используют операторы call-центра, - для внесения голосовых меток. Карты для навигацииВся поездка в высоком разрешении записывается на камеру – если при производстве карты возникнут какие-то вопросы, запись можно будет просмотреть и еще раз наглядно оценить дорожную обстановку.

 

Если говорить о создании карт именно для нашей страны, то проблем здесь традиционно две: дураки и дороги. В роли «дураков» выступают органы власти, которую зачастую по старой привычке не хотят сотрудничать с производителем картографических баз данных (а вдруг «казачок засланный»?). Кроме того, затрудняет ситуацию еще и тот факт, что в стране (да что далеко за примером ходить – даже в той же Москве) нет единой базы дорожных знаков и дорог. Например, местное ГИБДД не всегда знает, какой знак стоит на том или ином перекрестке (иногда знаки даже противоречат друг другу), откуда на этой улице взялся «кирпич» и как определить количество полос для движения на дороге без разметки.

 

С дорогами все тоже «не слава богу». Если взять крупные города, то здесь проверке картографических данных на местности мешают сильные пробки, к тому же геоаналитикам приходится двигаться со скоростью не более 10-15 км/ч, чтобы успеть зафиксировать все данные. Другая беда – качество этих самых дорог: для поездок в отдаленные от центра регионы компании пришлось закупить несколько джипов – обычные «легковушки» по нашему бездорожью пробраться не в состоянии.

 

Ну и, конечно, специфика городов России состоит в непрекращающемся ни на минуту строительстве новых районов, дорог, развязок. В Европе, например, города изменяются не очень сильно – все было построено много веков назад и с тех пор охраняется как зеница ока. Карты для навигацииУ нас же постоянно перестраиваются даже исторические центры городов, поэтому информация в картографических базах быстро устаревает. Геоаналитикам приходится постоянно проводить повторные объезды территорий, что, конечно, не делает производство карт быстрым процессом.

 

Заключение

 

Однако, несмотря на трудности, GPS карты ставятся совершеннее год от года. И скоро наступит такой момент, когда любой человек сможет сесть в машину, вздохнуть полной грудью воздух, напоенный солеными брызгами Баренцева моря, и рвануть через практически весь материк навстречу Тихому океану.

 

Раньше такое казалось практически невозможным – только редкостные сорвиголовы из числа рискованных натур могли решиться на такое путешествие. Но даже сейчас, если придерживаться основных магистралей и пользоваться таким незаменимым помощником, как GPS-навигация, можно безо всяких проблем пересечь и Европу, и Азию. Главное, чтобы машина выдержала столь долгое путешествие и не «отбросила колеса» где-нибудь на Дальнем Востоке. А насчет GPS-системы можно не беспокоиться – были бы GPS-карты свежими.

 



<< Предыдущая В начало рубрики Следующая >>



Конкурсы

Реклама