пнвтсрчтптсбвс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       

Реклама


  Технологии/Полигон

Объем на плоскости

Технология звукового проецирования

Технология звукового проецирования 17.11.2009
11:25
Алексей Созонтов

 

Общеизвестно, что наиболее взыскательные приверженцы high-end пренебрежительно игнорируют рекламные плакаты, содержащие какие-либо упоминания о цифровой обработке аудио, храня неукоснительную верность аналоговому звуку. Их слух, чуткий к таким сложно алгоритмизируемым психоакустическим феноменам, как «теплота» и «объемность», упорно не приемлет качества звучания стандартов SACD и Audio DVD, не говоря уж об MP3. Что же касается столь актуальной ныне многоканальности, то она и подавно не является для них аргументом: «Помилуйте, квадрофония вышла из моды еще в 70-х!»

 

Pioneer PDSPВ глазах меломанов-перфекционистов грянувшее 20 лет назад внедрение CD выглядело варварским нашествием, уничтожившим высокую культуру доброго старого винила. Последующая эволюция цифровых аудиотехнологий не изменила плачевного, с их точки зрения, положения вещей, поскольку имела сугубо количественный характер: «Разумеется, многократно возросла частота дискретизации, умножилось число каналов, уменьшились габариты и себестоимость источников сигнала, но где же качественные скачки, где дерзновенные прорывы, о которых твердят производители цифровой техники?»

 

До недавнего времени этим риторическим вопросам непросто было противопоставить что-то весомое. Но четыре года назад, в 2005 году на рынке звуковоспроизводящей техники появилась действительно концептуальная новинка, которой, возможно, и суждено стать одним из решающих доводов в пользу «цифры», ведь предлагаемые ею преимущества недостижимы даже для самых совершенных и дорогих в реализации аналоговых технологий. А вдохновителем потенциальной революции является британец Тони Хули (Tony Hooley), изобретший технологию «звукового проецирования» и основавший для ее продвижения компанию с простым, но амбициозным названием 1 Ltd.

 

Принцип действия звукового проектора состоит в точном соотнесении работы большого количества расположенных в одной плоскости крохотных Pioneer PDSPдинамиков с целью формирования звуковых волн, распространяющихся вдоль требуемых направлений. Каждый из динамиков сохраняет неизменную ориентацию и генерирует звуковые волны с традиционным, т.е. близким к сферическому фронтом. Однако в процессе проецирования звукового потока движение множества диффузоров синхронизируется по принципу «бегущей волны» так, чтобы параллельные требуемому направлению компоненты генерируемых звуковых волн усиливались, а прочие по возможности оказывались в противофазе и взаимно ослаблялись. «Сердце» звукового проектора – высокопроизводительный сигнальный процессор (DSP), вычисляющий оптимальные сигналы для каждого из динамиков, оснащенных индивидуальными ЦАП и усилителями.

 

Читатели, знакомые с радиолокационной терминологией, могут вспомнить эквидистантную плоскую фазированную решетку с гексагональным расположением элементов, где сходный принцип используется для создания излучателей со специфическими диаграммами направленности. Другая важная технология, ассоциирующаяся со звуковым проецированием, – голография. Она вызывает у необвыкшихся пользователей очень похожее смятение чувств, обусловленное явным противоречием между объемностью воссоздаваемого образа и плоской формой носителя. Технология звукового проецированияКроме того, как каждый участок поверхности голографической пластинки, так и всякое подмножество массива динамиков звукового проектора задействуются для воссоздания объемного образа во всей его полноте.

 

Достоинства звуковых проекторов, внешне выглядящих как расположенные над или под телеэкраном неприметные плоские коробки, очевидны. Во-первых, комната освобождается от путающихся под ногами проводов и громоздких колонок. Во-вторых, отпадает надобность в использовании звукопоглощающей драпировки: ведь стены не только перестают быть фактором наведения нежелательных помех, но и превращаются в неотъемлемый компонент акустической системы, необходимый для создания объемного звука.

 

Воспроизведение фонограмм в популярных многоканальных форматах с помощью звукового проектора предполагает одновременное проецирование нескольких потоков, поэтому состояние каждого динамика в каждый момент времени определяется суперпозицией из нескольких взаимонезависимых сигналов. Этим обусловливается еще одно важное преимущество звуковых проекторов: в случае необходимости (отнюдь не редко диктуемой звуковым сопровождением приключенческих фильмов и компьютерных игр) вся мощность звукового проектора может быть направлена в один из каналов (тогда как, например, в традиционных пятиканальных акустических системах предельная мощность канала составляет в среднем одну пятую общего ресурса).

 

В настоящее время лицензиатами технологии звукового проецирования являются компании Pioneer, Yamaha и Dolby Labs. Первые результаты научно-исследовательских разработок, занявших около семи лет, были обнародованы Pioneer в конце 2002 г. Yamaha YSP-1Их прототип звукового проектора PDSP, состоявший из 254 динамиков, в то время произвел настоящий фурор на нескольких международных выставках, однако из-за своей дороговизны (около 40 000$) был признан непригодным для серийного производства.

 

Первое детище разработчиков из Yamaha ElectronicsYSP-1 – оказалось более жизнеспособным. В начале 2005 года оно стало первым и на тот момент единственным в своем классе звуковым процессором, доступным массовому потребителю. На момент выхода его стоимость составляла около $1500. YSP-1 состоял из сорока 1,25-дюймовых и двух 4,5-дюймовых динамиков суммарной мощностью 120 Вт, работающих под управлением специализированного фирменного модуля DSP. Шестикратное в сравнении с прототипом Pioneer уменьшение количества динамиков (очевидно, являющееся важной предпосылкой для снижения стоимости более чем на порядок), стало возможным благодаря совершенствованию «алгоритмической начинки», а также добавлению пары укрупненных динамиков, улучшающих характеристики системы в области средних и низких частот (все динамики PDSP от Pioneer были «однокалиберными»).

Технология звукового проецирования 

Оптимальные направления и мощность формируемых звуковых потоков, а также их фокусные расстояния (или, иначе говоря, углы рассеяния), определялись размерами помещения, положением проектора, акустическими свойствами стен и желаемым местонахождением зоны наилучшего звучания. Для ввода соответствующих данных в YSP-1 было предусмотрено интерактивное установочное меню с графическим интерфейсом. В привычном для пользователей ПК стиле оно предлагало режимы Quick и Advanced, при этом устройством ввода служил пульт ДУ, а для отображения применялся экран телевизора и динамики акустической системы, издающие калибровочный сигнал («розовый» шум). Неудивительно, что высокая насыщенность звуковых проекторов цифровыми технологиями отчасти уподобляет их мультимедийным компьютерам.

 

Использование дополнительного сабвуфера не являлось обязательным, однако рекомендовалось и рекомендуется до сих пор многими экспертами; поэтому нынешнее поколение звуковых проекторов, строго говоря, нельзя считать воплощением упоминаемой в рекламных материалах Yamaha концепции «однокорпусного домашнего кинотеатра». Технология звукового проецированияОднако, кто знает, а вдруг сфера звуковоспроизведения в ближайшие годы опять совершит как-нибудь неожиданный рывок, после чего необходимость в сабвуферах совершенно отпадет. Потому как уже сейчас несколько плоских звуковых проекторов, расположенных в стратегических местах, могут обеспечить воспроизведение любого требуемого количества звуковых каналов, и, соответственно, любой необходимой точности звуковой локализации, причем не только в горизонтальной плоскости, но и во всем объеме помещения.



<< Предыдущая В начало рубрики Следующая >>



Конкурсы

Реклама