пнвтсрчтптсбвс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Реклама


  Техника/Мастер-класс

Трудно быть Орфеем. Начало

Домашняя музыкальная студияВам хочется наполнить красками балладу, которую вы сочинили в девятом классе? Или покрасоваться в глазах друзей-менеджеров, для которых верхом искусства является рэйв из акустической системы RX-300? Как заставить это звучать по-настоящему? По-американски? По-модному? Хотите советов? Их есть у меня.

Домашняя музыкальная студия 20.09.2007
10:14
Павел Ильин

 

Мифы и цели

Дело мастера 2Их три. Первый миф: можно собрать домашнюю студию звукозаписи. То есть собрать-то можно, но тогда дом перестанет быть местом обитания, а превратится в завод по производству звуков. Поверьте, куда дешевле и проще оборудовать дома шиномонтаж или хлебопекарню. Более того, не нужно строить иллюзий — получить дома полноценную студийную запись тоже не получится. Цена благородной музыкальной студии начинается от $200 000 и заканчивается где-то в районе 1,5–2 млн. Иначе как объяснить то, что музыканты платят по $100-200 за час студийного времени, вместо того чтобы записать хиты в своем гараже, где все настолько уютно заплевано? Как раз тот случай, когда арендовать выгоднее.

Однако извлекать приемлемого качества звуки, которые могут покорить соседскую овчарку и даже музыкального продюсера, вполне можно и в домашних условиях. Как следствие, возникает неразрешимый вопрос, который не будет давать вам покоя: «Почему у меня плоды моего творчества звучат отлично, а у кого-то еще – дерьмово?» Отвечу одним словом: звукосведение. Но данная процедура имеет скорее математический характер и к творчеству имеет такое же отношение, как конькобежный спорт – к фигурному катанию.

Главный же вопрос, который будет раздражать разум: «А почему вообще все так дерьмово звучит?» Это решаемо.

Дело мастера 3Второй и третий мифы взаимосвязаны - они касаются платформы: «Макинтоши» дорогие, а на PC нельзя писать музыку. Не обольщайтесь: совсем дешево отделаться не получится, но при начальных затратах каждый бакс обратит на себя внимание улучшением процесса. По мнению автора, не имеет значения, на чем вы работаете. Цель домашней студии – это комфорт в написании музыки.

Минимальные требования

Создание уютного и удобного музыкального уголка у себя дома способствует творчеству. Удовольствие вы получите от самого осознания написанной мелодии, а ее студийное качество – это немного другая история.

С технической точки зрения написание музыки — обработка потоковых данных. Это еще не видео, но проект одной композиции в среднем занимает от 700 Мб до 2 Гб. Рассчитывайте свои силы и деньги. Крайне рекомендую RAID level 0 массивы для повышения скорости чтения/записи. Для начала два по 200 Гб будет более чем достаточно.

Самое важное — оперативная память: в работе ее много не бывает. Качественные сэмплы инструментов стремятся занять все свободные байты. Один из моих любимых роялей — Native Instruments Boesendorfer — занимает в памяти около 1,5 Гб. Качественные барабаны – еще около 400 Мб. Впрочем, если вы собираетесь писать исключительно электронную музыку, можете сэкономить. Электронные инструменты синтезируются, поэтому в оперативную память грузятся только алгоритмы их воспроизведения. В отношении процессора сформулирую так — на что хватит.

Хозяйке на заметку: большинство секвенсоров поддерживает мультипроцессорность.

Дело мастера 6Я думаю, что если вы поняли хотя бы половину из того, что было написано выше, из возраста «проставляем нотки мышкой в Cakewalk» вы уже вышли.

Обратим внимание на Apple Logic Express (на «Маке») и Steinberg Nueno (Cubase) (на «Маке» или PC). Я больше предпочитаю первое. Не столько из-за привязанности к платформе, сколько из-за более качественной проработки интерфейса. А еще из-за более полной поставки: ровно тот случай, когда можно вдохнуть, установить, выдохнуть и начать работать.

Если покажется недостаточно, идем на Савел... тьфу... на www.nativeinstruments.com и выбираем по душе. Одинаково подойдет как для Audio Units, так и для VSTi. Честно говоря, я настолько доволен выбором предложений от NI, что даже в целях эксперимента не тянет опробовать другие библиотеки. Единственный недостаток — инструменты крайне требовательны к техническому совершенству рабочей станции.

Дизайн интерьера

Чтобы сделать рабочий стол хоть немного похожим на музыкальную студию, нам понадобятся аудиоинтерфейс (ошибочно называемый звуковой картой), мониторы или наушники, MIDI-клавиатура и, если вашей душе близко звучание живых инструментов, микшер и микрофон.

Дело мастера 7Любой аудиоинтерфейс вдохнет вторую, третью и тридцать третью, жизнь даже в звучание MP3-шек с низким битрейтом. Все-таки качественный стерео-DSP заткнет за пояс Sound Blaster Audigy II ровно так же, как Mazda RX-8 заткнет затюнингованную до неонового свечения зубилу.

Анализируя оптимизацию работы, я пришел к выводу, что нет ничего плохого во внешних FireWire-интерфейсах: за немного большую стоимость они дают неоспоримое преимущество выносного качественно скоммутированного блока. Чаще всего уже с приличными микрофонными усилителями. Не рекомендую USB-интерфейсы – они не всегда готовы справиться с большим потоком данных, а также не рекомендую держать девайсы на фантомном питании – заметно сказывается на качестве. Мой выбор: M-Audio FireWire 410 и Ego Systems Inc (ESI) QuatraFire 610.

Для наушников применимо правило 1/8. То есть наушники за $100 звучат примерно как акустика за $800. Верно для наушников от $200, но рекомендовать писать музыку в наушниках я бы стал только отъявленным эгоистам, молодым родителям и особо  экономным. Ни одни наушники не дадут такую широкую стереобазу, а соответственно – пространственность, как хорошо расставленная акустика. Мой выбор: наушники – Beyerdynamics, Sony, Sennheiser; акустика – MAudio, ESI, Event. Безусловно, могу порекомендовать Genelec, но это ощутимая нагрузка на бюджет; не рекомендую KRK, которые сочетают отличный бас с посредственными высокими частотами (результат бездумной экономии на твиттере – высокочастотном динамике). В итоге верхи получаются где-то на уровне Microlab Solo – отличной модели в классе до $100.

Дело мастераКачественная MIDI-клавиатура даст вам ощущение гармонии с секвенсором. Сентиментальность тут ни при чем: купите себе убогую мышку, поработайте с ней, и ненавидеть вы начнете весь компьютер. Излишнее количество слайдеров, ручечек и других хитроумных приспособлений музицированию не мешают, а вот процесс записи ускоряют – рука будет меньше прыгать с обычной клавиатуры на MIDI. Строгих рекомендаций в выборе дать не могу: приезжайте в магазин и подбирайте подходящую на ощупь.

Микшер понадобится для коммутации кучи микрофонов. Вокального, для инструментов, «атмосферного» и т.п. Наука правильного размещения микрофонов выходит далеко за рамки данной статьи. Скажем, акустическую гитару записывают с двух кардиоидных микрофонов – один между креплением грифа и резонатором со стороны струн, другой – с обратной стороны гитары, практически приклеенный к деке (можно приклеить изнутри).

При этом помните: пьезодатчики, SoundFonts и продукция фирмы Creative – это все для детей.

И не забудьте про кучу мелочей: стойку и педальку для MIDI-клавиатуры, качественные кабели и защиту от ветра (или плевков) для микрофона.

 



<< Предыдущая В начало рубрики Следующая >>



Конкурсы

Реклама