пнвтсрчтптсбвс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       

Реклама


  Техника/Техноистории

Борьба за место

Гармонизация рабочего пространстваБольшинство из нас проводит треть дня за компьютером, глядя поверх монитора на типичные офисные стены пастельных тонов, унылые жалюзи и горы бумаг

Гармонизация рабочего пространства 20.10.2008
17:49
Юрий Семикин

 

Отсутствие ярких красок, однообразие приводят к эффекту, который психологи называют «сенсорной депривацией», когда нехватка новых впечатлений становится одной из главных причин так называемой офисной аллергии. Лекарство от этого недуга — правильная организация офисного пространства и рабочего места.

 

Аллергия на работу!?

 

Если на работе у вас вдруг начнется насморк или закружится голова, заслезятся глаза, и вы больше не захотите ничего делать, не думайте, что вам нужен отпуск. Это просто офисная аллергия — экзотическая хворь служащих, диагностируемая психологами и медиками во всех развитых странах.

 

Борьба за местоВсе знают, что необходимость каждого начинания по улучшению условий труда нужно доказать финансовому отделу, а это бывает непросто. Какая разница, сколько квадратных метров приходится на каждого сотрудника? Стол-стул-компьютер есть, и будьте довольны. В Индии вообще работают в три смены по восемь часов за одним компьютером, а ведь эта страна считается одной из самых продвинутых ИТ-держав.

 

В американском штате Вирджиния придерживаются иных взглядов. Экономическая составляющая условий труда здесь складывается не только из стоимости рабочего места (аренда, электричество, уборка), но еще из той продуктивности, которую можно ожидать от сотрудника при улучшении или ухудшении условий труда. Путем долгих изысканий и расчетов для всех госслужащих установили нормы потребления офисного пространства: на работника низшего звена должно приходиться не более 144 квадратных футов площади, а глава агентства штата может рассчитывать на 256 квадратных футов.

 

Не отстает и правительство северо-западных территорий Канады, создавшее документ, который регулирует нормы площади рабочего пространства в зависимости от функциональных обязанностей офисных работников. Так, рядовой сотрудник может рассчитывать на отгороженные от остального мира тремя стенами типичного кьюбикла 2,8 на 1,6 метров. Внутри должны помещаться стол 60 см в длину и 30 см в ширину и полка для документов — не более 36 см в длину и 12 см в ширину.

 

Если эти стандарты не соблюдаются, то у всех без исключения сотрудников резко падает продуктивность труда. На научном языке это называется эффектом перенаселенности. Наблюдается этот эффект не только у людей, ведь практически у всех животных, будь то муравей или слон, есть потребность в личном пространстве. И самое интересное, что симптомы для всех видов одни и те же.

 

Великая ошибка - кьюбиклы

 

Существует всего два основных принципа организации офисного пространства. Один из них носит неромантичное название open office или «общая комната»: пространство офиса разделено на рабочие места только оптически — каждый стол является отдельным рабочим местом. Неудобства такой организации очевидны — невозможность изолироваться от общего шума (представьте, что получится, если хотя бы пять человек одновременно начнут говорить по телефону), отсутствие индивидуальной зоны и личного пространства.

 Борьба за место

Борьбу за офисное одиночество начал дизайнер Роберту Пропст в конце 60-х годов прошлого века. Именно он является изобретателем кьюбиклов, ежедневно мучающих десятки миллионов людей во всем мире. Как Нобель жалел об изобретении динамита, как Оппенгеймер говорил, что самая страшная его ошибка — водородная бомба, так и Роберт Пропст до конца жизни терзался сомнениями в том, так ли хороша была его идея усадить офисных работников в коробочки из пластика.

 

На долю кьюбиклов сегодня приходится около 3 миллиардов долларов мебельного рынка. Первый набор кьюбиклов — Action Office — родился под руководством Пропста в стенах компании Herman Miller. По задумке создателей «загончик» для офисного работника был призван дать уединение, тишину и спокойствие и обеспечить в итоге лучшую производительность труда. При этом Action Office был разработан с учетом физиологических потребностей: чтобы не затекали мышцы и не болела спина, сотрудникам рекомендовалось часть офисных операций выполнять стоя, для чего в каждом кьюбикле были предусмотрены соответствующие поверхности.

 

А теперь давайте разместим в этом пространстве «минимальный набор»: монитор (конечно, мониторы становятся все тоньше, но их место на столе занимают горы бумаг), клавиатуру, мышь (хорошо хоть избавились от ковриков), телефон, пару держателей для очень важных документов. В итоге из отведенной нам Пропстом одной десятой квадратного метра для стола останется едва ли пятая часть.

 Борьба за место

Своими благими намерениями Роберт Пропст проторил дорогу офисной экономии. Владельцы компаний быстро поняли преимущества этой типовой мебели, удалили все излишества (кьюбиклы Проста были оборудованы множеством дополнительных удобных полочек для хранения бумаг, что увеличивало их себестоимость) и построили в своих офисах поля из кубиков. И хотя уже через пару лет корпоративные психологи начали замечать негативные эффекты (сотрудники реже общались друг с другом, снизилась мотивация, гораздо хуже происходила передача опыта, упал корпоративный дух), кьюбиклы и сегодня являются наиболее распространенной формой упорядочивания офисной жизни.

 

Офис будущего

 

А крупные корпорации, наконец, стали бить тревогу. К примеру, IBM провела специальные психологические исследования, чтобы определить, в каких условиях ее сотрудникам будет работать комфортнее. Результатом исследований стал «офис будущего». Идея, которая легла в основу этой разработки, заключается в том, что человек эффективнее работает в одиночку, поэтому ему нужно изолированное пространство, но не столь тоскливое, как кьюбикл. Поэтому жизненное пространство сотрудника существенно расширили, а перегородки перестали быть сплошными.

 

В ответ Microsoft представил свой концепт цифрового рабочего места сотрудника. Его описание можно начать как известную детскую страшилку: «В темной-темной комнате сидит одинокий-одинокий человек …». Итак, человек сидит перед большим, изогнутым монитором, на который выводится вся необходимая ему информация. Ему нет нужды постоянно переключаться между разными окнами — величины экрана вполне хватает, чтобы разместить все сразу. В комнате установлена система Dolby — сотрудник может выбирать себе музыку, которая будет погружать его в рабочую атмосферу.

 

Как избавиться от симптомов HOMO OFFICESUS

 

Если вам приходится проводить свой рабочий день в кьюбикле, министерство здравоохранения США подготовило для вас несколько простых рекомендаций, соблюдая которые вы сможете избежать симптомов «офисного человека»: болей в позвоночнике, рези в глазах, затекших мышц.

 

Борьба за место1. Монитор должен быть повернут прямо, чтобы избежать искривления шеи

 

2. Расстояние до монитора должно быть 50 – 66 см (длина руки)

 

3. Монитор должен быть отклонен на 10 – 20 градусов

 

4. Нельзя сидеть все время в одном положении

 

5. Руки на клавиатуре должны находиться в чуть приподнятом состоянии

 

Психологи решают проблему «офисной аллергии», создав для этого целый раздел в науке — психология окружающей среды. Как это не удивительно, но общие принципы организации комфортного рабочего места в целом совпадают с антинаучным учением фэн-шуй. Западные психологи, которые провели тысячи экспериментов с различными параметрами окружающей среды, и китайские философы, не одно тысячелетие наблюдавшие за работой людей, дают нам схожие рекомендации:

 

1. Сидеть лучше лицом к двери, чтобы перед глазами было как можно больше свободного пространства. Когда человек постоянно слышит из-за спины звуки, но не может определить их источник, то возникает тревога, чувство опасности. Это инстинктивный механизм защиты, доставшийся нам от предков.

 

Борьба за место2. На рабочем месте нужно создавать благоприятную атмосферу для мышления. Мысль не любит суеты и беспорядка, поэтому бумаги не должны падать на клавиатуру, а очередная чашка недопитого кофе — пылиться за монитором. С точки зрения китайцев, хорошо организованное пространство упорядочивает энергетические потоки, позволяя свободно циркулировать позитивной энергии Ци. А если верить западным психологам, так мы избавляемся от лишних раздражителей, на которые волей-неволей переключаем внимание.

 

3. Если вы работаете в кьюбикле, унылую стену может освежить фотография с приятным пейзажем. Тут Запад и Восток единодушны — вы оптически расширите перспективу, и на вас будет меньше давить замкнутое пространство.

 

4. Хорошо разместить на столе (если позволяет площадь) или рядом с рабочим местом комнатное растение. Глаз будет отдыхать на его зеленых листьях и ярких цветах.

 

Офис в веселых тонах

 

Большинство людей  значительную часть жизни проводят на работе, поэтому очень важно создать в своем офисе комфорт. Психологами давно доказано, что вещи, которые нас окружают, в той или иной степени влияют на наше настроение. В светлых офисах, в окружении ярких предметов интерьера мы лучше себя чувствуем, более продуктивно трудимся, чем в «мрачных» офисах с плохим освещением.

Борьба за место 

Даже такая простая вещь, как папка для бумаг, но выполненная в ярких цветах, позволит создать солнечную атмосферу и радужное настроение в любом офисе. 

 

Для тех, кто все же обязан соблюдать офисный «этикет», подойдет серия папок Durable «Треугольники», выполненная в насыщенных цветах: зеленом, синем, бордовом. Такая папка сразу привлечет внимание окружающих своим дизайном. Она не затеряется на полке среди других папок, ни на рабочем столе среди офисных принадлежностей.

 

А вот для тех, кто готов к необычным цветовым решениям в интерьере, просто созданы папки из серии «Листья». Светло-зеленые, синие и ярко-оранжевые. Эти папки вполне способны изменить настроение, ведь своими красочными цветами они дарят исключительно позитивные эмоции. По всей обложке папки проходит растительный орнамент, возвращающий нас в лето и позволяющий хотя бы на минутку отвлечься от офисной суеты.



<< Предыдущая В начало рубрики Следующая >>



Конкурсы

Реклама