октябрь 2024 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Как предотвратить угон |
Каждый вечер под моими окнами повторяется одно и то же ритуальное действо. Сосед приезжает с работы. Первым делом открывает капот своей «девятки» и вытаскивает высоковольтный провод. Затем ставит «кочергу» на руль и напоследок выпускает воздух из одного колеса.
Сосед убежден, что угонщики люди ленивые, а потому возиться со спущенным колесом не станут - ведь вокруг стоит сколько машин, которые не доставят хлопот! Может быть, он и прав, и на его «ласточку» никогда не найдется нетипичный, трудолюбивый вор, который сможет поставить предусмотрительно припасенный провод, перекусить «баранку» и накачать колесо насосом, заботливо оставленным для него хозяином автомобиля в багажнике. Кстати, даже самую старую и непрезентабельную машину можно сбыть за несколько сотен долларов на запчасти. За такие деньги любой согласится надуть не то что одно, а целую кучу баллонов.
Согласно данным социологических исследований, главным приоритетом для людей во всех странах мира является безопасность. На втором месте - любовь, на третьем - материальный достаток. Да, мы хотим оставлять свою машину в безопасности. Мы переживаем, когда не находим нашу любимую на привычном месте. От угонов страдает наше материальное благосостояние. Вот и получается, что нет нам счастья в жизни без надежной противоугонной системы.
Странное дело - о «подвигах» похитителей ходит громкая молва, милицейская статистика напоминает сводку с поля боя, а по-настоящему защищенная от угона машина на наших улицах - редкость. У одних не хватает денег - все свободные средства уходят на погашение автокредита или на поддержание у их «старушки» способности передвигаться. Другие попадают под чары рекламы и наивно верят, что «суперэффективная» сигнализация за $200 надежно защищает их собственность. Третьи убеждены в фатальной бесполезности любых средств защиты: мол, все равно сопрут, если захотят.
Но эта статья - не для фаталистов. Она - для тех, кто хочет спать спокойно и стремится если и не стать специалистом в мудреной науке безопасности, то хотя бы постичь ее азы.
Азбука безопасности
Автомобиль - не только источник повышенной опасности, как любят говорить юристы, но и своеобразный «бумажник на колесах», чрезвычайно удобное средство обогащения за чужой счет.
Бульдог - механическое приспособление, этакая железная плюха, которая ставится на колесо машины и тем самым не дает ей уехать. Особенно эффективно против угонщиков, страдающих радикулитом.
Вандал - существо на двух ногах, склонное к немотивированным разрушительным действиям. Может нацарапать гвоздем на кузове неприличное слово или разбить кирпичом лобовое стекло - просто так, от скуки.
Гараж - классическое средство защиты, наиболее действенное против малолетних коллекционеров эмблем, любителей покататься и вандалов.
Достаточность разумная - принцип, согласно которому затраты на охранную систему не должны превышать стоимость самого автомобиля. По мнению специалистов, разумно потратить на защиту от угона сумму, равную десяти процентам от цены машины. Не меньше.
Е-мое! - вариант типового возгласа автовладельца, обнаружившего пропажу своего транспортного средства. В прошлом широко использовался также в кругах высшего руководства МВД.
Железо - материал, из которого делают автомобили. Если, несмотря на все предосторожности, «ласточку» все-таки угнали, не надо биться головой о стену, ведь даже самая дорогая машина - всего лишь железяка, которая не стоит ваших слез.
Засада - часто устраивается бандитами. На зов сработавшей сигнализации прибегает хозяин машины, а его уже ждут с улыбкой дюжие ребята: «Ключи принес, дорогой? Давай!».
Иммобилайзер - устройство, которое превращает автомобиль в недвижимость, то есть лишает его способности самостоятельно перемещаться в пространстве без ведома хозяина. Отличаются иммобилайзеры, главным образом, методом управления. Обязательная часть эффективной противоугонной системы.
Код-граббер - перехватчик кода. Состоит из радиоприемника и записывающего устройства. С его помощью злоумышленник перехватывает сигнал с брелка, которым владелец машины снимает ее с охраны. Действует только с самыми дешевыми моделями сигнализаций и бессилен против систем с динамическим, изменяемым кодом.
Личинка - узел замка, отвечающий за его секретность. В личинку автовладелец вставляет ключ, а угонщик - нехитрый инструмент, которым она элементарно ломается. Имеет свойство зимой замерзать.
Механика - этим словом огульно обзывают разного рода замки и запоры, делающие, по мнению производителей, судьбу вора незавидной. А на практике - невыносимой жизнь самого автовладельца. Ставится на руль, на коробку передач, на колеса, на педали, на кардан в заднеприводных машинах, на капот...
Недотепа - человек, который сначала экономит на стоимости сигнализации, потом - на ее установке и удивляется, что его машину угнали.
Основной блок - коробочка, в которой находятся «мозги» противоугонного устройства. Чем лучше она спрятана в недрах автомобиля, тем труднее его угнать.
Пейджер - миниатюрная рация, по которой ваша любимая сообщает: «Спасите, насилуют!».
Руль - деталь автомобиля, которую иногда делают съемной. Угонщики обычно теряются, не найдя в машине этой штуки.
Сигнализация - электронное приспособление, призванное сообщать хозяину транспортного средства о посягательствах на его собственность, но часто - бестолковая дурилка, мешающая по ночам спать обитателям близлежащих домов.
Транспондер - устройство дистанционного управления охранной системой, сигналы которого не поддаются перехвату. Являются очень комфортными в эксплуатации и отличаются высокой степенью надежности и защищенности от взлома.
Установщик - человек, от которого в значительной степени зависит, угонят ли вашу машину или предпочтут ей соседнюю.
Фикция - истинная суть многих противоугонных систем, которые предлагаются доверчивым автомобилистам.
Худ-лок - запорное приспособление на капот, требующее от похитителей дополнительных усилий, чтобы добраться до сигнализации и заставить ее замолчать.
Центральный замок - устройство, позволяющее закрывать автомобиль нажатием кнопочки на пульте. Штука удобная, но для обеспечения безопасности вовсе не обязательная.
Эвакуатор - специальный транспорт для перевозки автомобилей. Против него бессильна любая противоугонная система.
Юридическая чистота - нечто вроде девственности, машина ее лишается после угона.
Ясность - счастливое состояние ума, которое обеспечено всем, кто дочитает эту статью до конца.
Типология мерзавцев
От каждой напасти - свое лекарство. Для отпугивания комаров и других диких животных используются одни средства, от геморроя - другие. Так и разные типы вредных для автомобиля человекоподобных существ требуют для защиты от них адекватных средств.
Мелочь поганая
Тип первый - самый противный и гадкий. Мелкое ворье, дворовая шпана, алкаши и бомжи, завистливые соседи и прочий люд, который не станет угонять машину, но может украсть магнитолу, динамики с полки багажника или просто попортит экстерьер. В соседнем дворе недавно разбили стекло у иномарки и вытащили аптечку стоимостью 150 руб. Хозяину авто эта ничтожная пакость обошлась в $250.
Единственным эффективным способом избежать таких неприятностей является охраняемая стоянка, гараж или хотя бы тент-ракушка. Однако найти для нее место в крупных городах бывает иногда весьма непросто, а порой и вовсе невозможно. Остается только посоветовать не оставлять ничего ценного в салоне, а сам автомобиль парковать в людных местах.
Не так давно в продаже появились несложные электронные устройства, контролирующие внешний контур охраны. Стоит кому-нибудь слишком близко подойти к машине, как та начинает вопить человеческим голосом: «Отойдите от машины! Автомобиль находится под наблюдением!». Или более экспрессивно: «А ну отвали ... ! А то сейчас как ... !». Хозяин сам записывает сообщение, а потому волен выбирать степень вежливости. На особую действенность подобных устройств полагаться вряд ли следует, однако штуковина стоит относительно недорого, а потому сойдет хотя бы для забавы.
На практике, как это ни странно, обыкновенные сигнализации-«кричалки» все-таки могут спасти от вандализма. Во всяком случае, в моем дворе обычно грабят только те машины, на которых сигнализаций нет.
Квалифицированное большинство
Второй тип - самый многочисленный. Это профессионалы, зарабатывающие себе угонами на хлеб с маслом. Как и в любом ремесле, уровень квалификации у них может сильно различаться: один едва справляется с простой сигнализацией и потому выбирает себе машины вообще без электронных защитных устройств, другой способен разоружить достаточно сложную систему и является мастером своего черного дела. Но в любом случае переоценивать их способности не следует - в конструкторских отделах крупных фирм-производителей противоугонных приспособлений работают, как правило, еще более квалифицированные люди. Однако угонщику чаще всего приходится тягаться не с ними, а с установщиками, а у них уровень профпригодности тоже бывает очень и очень разным.
Профессионалы второго типа не бросаются на первую встречную машину. Их интересуют автомобили новые и пользующиеся спросом у криминалитета. Активно применяются при этом методы работы спецслужб - выслеживают машины, только-только купленные в салоне или ввезенные в Россию, которые еще не успели поставить на учет в ГАИ и оснастить охранной системой - такие автомобили являются самой лакомой и легкой добычей. В последнее время особо ценятся машины высокой проходимости, джипы и наши «нивы». Дело тут не в моде, а в том, что в российских регионах, где обитают джигиты, предпочитающие разъезжать на угнанных «железных конях», дороги не отличаются особой гладкостью. Потому-то, к примеру, «Шкода» с ее 100-миллиметровым дорожным просветом крадется достаточно редко.
Сами негодяи любят похваляться среди друзей своими умениями, а потому в народе ходит масса легенд о хитрых ворах и глупых лохах. Между тем, известно немало случаев, когда охранные системы успешно отражали атаку. Обычно после этих неудавшихся попыток угона возникает настоятельная необходимость навестить своего установщика для починки порушенной электроники, однако беда эта невелика - машина ведь осталась на месте.
От хорошо подготовленных угонщиков второго типа может уберечь полный охранный комплекс - о том, что должно входить в его состав, мы поговорим ниже. Пока же отметим, что чисто гипотетически с такой системой, конечно же, можно справиться, но на это потребуется слишком много времени. А у преступника его нет, он очень торопится, нервничает, руки у него трясутся от страха (хочется в это верить), а потому он наверняка предпочтет поискать себе более легкую добычу, чем рисковать собственной шкурой.
Не кочегары мы, не плотники...
Третий тип угонщиков - малочисленный, но зато наиболее опасный. Эти люди работают на заказ. Им нужна машина определенной марки, года выпуска и цвета. А иногда - и совершенно конкретного владельца. Ведь автомобиль для угона заказывают иногда не ради наживы, а для того, чтобы отомстить за что-то его хозяину. Такие «специалисты» обычно не просто обладают высочайшей квалификацией, но и орудуют часто целыми бригадами с четким разделением обязанностей: одни изучают привычки автовладельца, определяют заранее, какими устройствами противоугонной защиты он пользуется, другие снимают механические устройства, область третьих - электроника... Применяются любые средства, вплоть до изготовления поддельных документов на машину или аренды эвакуаторов у соответствующих служб. Известен случай, когда средь бела дня на глазах у всего двора автомобиль грузили на такой эвакуатор - соседям объяснили, будто бы сам хозяин поручил отогнать машину в сервис на предмет починки.
Большинство специалистов склоняется к неутешительному выводу о том, что от заказных угонов защититься чрезвычайно сложно. Хотя на Западе научились бороться и с ними - в развитых странах все большую популярность приобретают спутниковые системы, определяющие положение машины и следящие за ее передвижениями. Нечто подобное вроде бы есть и у нас - система «Лоджек», которую в свое время усиленно рекламировал Коля Фоменко в передаче «Перехват». Сам я до недавнего времени весьма скептически относился к этой службе (техника сомнений не вызывает, но ведь обслуживает ее «наша» милиция). Однако узнал недавно, что один мой знакомый с ее помощью все-таки уберег свой джип - три раза ему «приделывали ноги» и все три раза благополучно возвращали назад. Чудеса, да и только.
Щит без меча
Специалисты четко делят все противоугонные устройства на две группы.
К первой относятся все, чья задача - оповестить владельца о посягательстве на его собственность. Это известные всем сигнализации, своими истошными воплями сообщающие окружающим о проехавшем мимо грузовике, о вороне, справившей в полете свою нужду, или кошке, решившей погреться на теплом капоте.
Ко второй - так называемые иммобилайзеры - механические или электронные устройства, не дающие машине уехать с места парковки. К ним, правда, не относятся севшие аккумуляторы, изношенные бензонасосы, старые свечи, а также некоторые конструктивные особенности отечественных автомобилей, равно как и внезапные в наших краях морозы и снегопады.
Cry, baby, cry...
Хорошо, когда машина стоит у вас под окнами - услышав сирену, можно выскочить на балкон и как минимум обматерить мерзавца. Если же приходится парковаться вне пределов прямой слышимости и видимости, то сигнализация практически бесполезна. Более того, бесчисленные ложные срабатывания привели к тому, что звук автомобильной сирены стал неотъемлемой чертой звукового городского пейзажа и на него никто теперь не обращает внимания. Редакция одного из автоизданий поставила однажды эксперимент: журналист «угонял» средь бела дня с оживленной улицы редакционную машину, сигнализация орала изо всех сил, и никто не обратил на это внимания. Нашлись даже добрые люди, которые давали советы, как заставить замолчать «задурившую» охранку.
В последнее время все большую популярность приобретают устройства оповещения, построенные по другому принципу. Это пейджеры, которые сообщают автовладельцу о разного рода воздействиях на его экипаж по радиоканалу. В машине стоит миниатюрный радиопередатчик, у хозяина - столь же миниатюрный приемник. У продвинутых моделей он не просто подает световые или звуковые сигналы о самом факте воздействия, но и показывает его характер: сработал шок-сенсор - один сигнал, открыли дверь - другой, завели мотор - третий. Некоторые виды таких сигнализаций могут быть установлены скрытно - подлый тать не узнает о том, что хозяин оповещен о вторжении и уже подходит к машине с дубиной. Главное, что весь дом не просыпается среди ночи от воя сирены. А то ведь можно и кирпич в лобовое стекло схлопотать.
В любом случае, устройство оповещения - в виде ли звуковой сигнализации, в виде ли пейджера - обязательно должно входить в состав охранного комплекса. Даже традиционная «кричалка» имеет свои достоинства - она вынуждает угонщика действовать в условиях стресса и как минимум торопиться. Лишь заставив сирену замолчать, он может успокоиться. А это сложно, если она является автономной и расположена под капотом, защищенным дополнительным замком. В какой-то момент у вора могут не выдержать нервы, и тогда ваша любимая спасена.
К тому же современные сигнализации обычно включают в себя богатый набор сервисных функций вроде дистанционного запуска, управления световыми приборами и т.д. Правда, реализовать большинство из них можно только в машинах с полным электропакетом, автоматическими коробками передач и прочими опциями.
Молчаливый друг
Обычно сигнализации обладают и функциями иммобилайзера, однако специалисты считают их недостаточными и рекомендуют устанавливать дополнительное автономное устройство.
Большинство из таких приспособлений прерывают в системе питания и электроснабжения двигателя от одной до трех цепей и отличаются огромным разнообразием способов управления, начиная с простейших потайных кнопок, систем с электронными ключами и кодовыми замками и кончая хитроумными транспондерами, о которых более подробно пойдет речь ниже.
Есть иммобилайзеры, которые не скрывают своего присутствия в машине (видно место, куда вставляется ключ, куда прислоняется специальная электронная таблетка или вводится код), а есть и такие, которые предпочитают скромно оставаться в тени - к ним как раз и относятся транспондеры. Это могут быть и сенсорные контакты в потайном месте. Выпускаются даже иммобилайзеры, которые управляются голосом.
И у явных, и у скрытых есть свои достоинства. Явные отпугивают самим фактом своего наличия не слишком уверенных в себе угонщиков. Скрытые застают супостата врасплох. Особенно если имитируют плохую работу двигателя.
На этом принципе построена российская система Black Bug («Черный жук», разработчик и производитель – российская компания «Геолинк»). В основу ее положен транспондер, то есть устройство, которое дистанционно опрашивает карточку с чипом. При совпадении кода охрана снимается. Если в зоне действия устройства карточка не обнаружена или код не совпал, запускается механизм защиты. Двигатель заводится, однако через некоторое время глохнет. При повторной попытке включения он вновь начинает работать, но снова выключается. После третьей попытки мотор «затыкается» окончательно.
Зона действия карточки - около полуметра, опрос происходит на низкой частоте, расположенной за пределами радиодиапазона, и перехват сигнала невозможен. После открывания водительской двери опрос карточки повторяется - это означает, что если водителя (с карточкой в кармане) выкинули из машины, мотор заглохнет при первом же нажатии на педаль тормоза. К слову сказать, чип в карточке не требует источника питания.
Транспондеры настолько ненавязчивы и «скромны», что сам владелец порой забывает об их наличии. Со мной, к примеру, произошел такой случай. Однажды утром прошлой зимой не смог завести машину. Целый день прыгал вокруг нее, меняя высоковольтные провода, подзаряжая аккумулятор и проверяя свечи. Топливо вроде подавалось (свечи были мокрыми), значит, думаю, зажигание виновато. И только на следующее утро догадался, что причиной моих страданий стал подогрев сиденья, который поставил как раз накануне. Вспомнил, что в кресле спрятан датчик Black Bug - подогрев сиденья экранировал его от карточки, потому мотор упорно не хотел заводиться. Пришлось подогрев выкинуть и ездить с мерзлой задницей - ничего не поделаешь, безопасность важнее.
Главное, на мой взгляд, достоинство иммобилайзеров - молчаливое противление злу - оказывается и главным их недостатком - о вражеских посягательствах на машину вы узнаете уже после того, как оно свершилось, а потому не можете воспрепятствовать нанесению ей тяжких телесных повреждений.
Поэтому специалисты настоятельно рекомендуют устанавливать на «угоноопасные» автомобили не одиночные устройства, а целые противоугонные комплексы.
И то и другое, и можно без хлеба
В состав такого комплекса, как уже говорилось, должно обязательно входить устройство оповещения - сигнализация или пейджер. Плюс иммобилайзер. А еще - какое-нибудь механическое приспособление. Лучше - дополнительный замок на капот. Запоры на педали и коробку передач доставляют слишком много хлопот самому владельцу, а их эффективность не очевидна.
Преодоление комплексной системы, в принципе, возможно, однако потребует от вора значительных затрат времени и сил. Мало кто из угонщиков, действующих без заказа на конкретно ваш автомобиль, пойдет на такие усилия. Тем более что поблизости, скорее всего, найдется аналогичная машина с менее солидной защитой. Тем хуже для нее.
Уже упоминавшаяся российская фирма «Геолинк» выпускает охранный комплекс «Black Bug Super», построенный на транспондере и обладающий уникальными сервисными возможностями. Не требуется никаких брелков и ключей - вы подходите к машине, и двери сами открываются, садитесь за руль, и двигатель заводится. И только у вас и никого другого, потому что в вашем кармане лежит волшебная карточка. Единственное «но» - внушительная цена такой системы. Однако раз у вас нашлись деньги на новую иномарку, должна найтись и мелочь на такую защиту.
Естественно, даже самый совершенный охранный комплекс не спасет от угона, если ставился халтурно и на скорую руку. Но о качестве работы установщиков мы поговорим далее.
Сколько стоит спокойный сон?
Простейшую сигнализацию можно купить долларов за 40. При грамотной установке она может оказаться вполне достаточной для не очень дорогого автомобиля. Кстати, сами инсталляторы нередко монтируют в своих машинах как раз такие дешевые устройства, добиваясь их высокой эффективности за счет хитрого расположения основного блока и разного рода ухищрений, известным толковым профессионалам - для себя ведь работают, можно и постараться.
Условно можно выделить четыре ценовые группы противоугонных устройств (цена в розницу, без стоимости установки).
Первая - до $100 - дешевые. Сделаны непонятно где, в лучшем случае - в Китае или Юго-Восточной Азии, обладают минимальными защитными свойствами и сервисными функциями. Однако, как уже говорилось, при грамотной установке на недорогую машину могут успешно справляться со своими задачами.
Вторая - до $300 - средние. В этой ценовой группе уже встречаются вполне совершенные и качественные по исполнению агрегаты, сделанные не только в ЮВА, но и в США для американского потребителя, обладающие высокой степенью защиты.
Третья - до $600 - дорогие, использующие последние научно-технические разработки, с более обширными сервисными функциями, чем у моделей предыдущей группы.
Четвертая - свыше $600 - элитные, отличающиеся от аппаратов третьей категории особой престижностью марки и еще более изощренной способностью ублажать владельца. Про такие устройства обычно говорят, что это уже не просто сигнализации, а своеобразные атрибуты принадлежности к высшему свету.
Специалисты утверждают, что многие устройства второй ценовой группы обладают достаточными защитными свойствами, а в третьей они практически достигают своего предела. Более дорогие модели отличаются, как уже отмечалось, лишь более развитыми сервисными функциями.
Достаточно эффективный противоугонный комплекс (сигнализация + иммобилайзер + механический замок) может обойтись вместе со стоимостью установки в сумму порядка $800 - 1000. Вполне разумная трата даже для подержанной иномарки за $10000.
Пепси или кола?
Какой марке противоугонного устройства отдать предпочтение? Сложно ответить на этот вопрос и при этом не дать повод для подозрений в рекламе.
Российский потребитель традиционно весьма чувствителен к месту производства техники. Он убежден, что турецкие рабочие на заводах в Германии или мексиканцы на американских предприятиях заслуживают большего уважения, чем их китайские коллеги на фабриках в Сингапуре. Хотя и на самом деле то, где сделана система, по мнению специалистов, все же имеет определенное значение.
По этому признаку противоугонная техника делится на три категории.
Первая - элитная и дорогая аппаратура производителей, обладающих устойчиво высокой репутацией, изготовленная в США для внутреннего потребления. Как показывает практика, такая аппаратура обычно бывает наиболее качественной и надежной. К этой же группе могут быть отнесены изделия предприятий в Европе и Юго-Восточной Азии, предназначенные для продажи в США. Часто маркируются как «Made in USA».
Вторая - массовая продукция азиатских фирм, не скрывающая своего восточного происхождения или выдаваемая за американскую. Характеризуется более высоким процентом отказов, чем первая группа, хотя и в ней встречаются и правда весьма и весьма надежные аппараты.
Третья - наиболее дешевые сигнализации сомнительного происхождения, чаще всего китайские. Иногда к этой группе могут быть отнесены и довольно дорогие изделия некоторых европейских фирм, не обладающие высоким качеством изготовления и требуемыми защитными свойствами.
Раз уж зашла об этих свойствах речь, можно заодно отметить, что разные сигнализации обладают разной степенью защиты от сканеров (которые перебирают с огромной скоростью возможные комбинации кода, пока не будет подобран правильный) и код-грабберов. От сканеров защищены практически все сигнализации, за исключением самых дешевых и примитивных. Защита от код-грабберов сложнее и в разных сигнализациях реализуется по-разному - в одних лучше, в других хуже. Наиболее надежны сигнализации, работающие не по радио, а по инфракрасному каналу (например Bosch), однако у них меньше рабочая дистанция, что нравится не всем.
К слову сказать, у дорогих систем, имеющих высокую степень защиты, радиус действия редко превышает 5 метров. Зависит он и от расположения приемной антенны в машине и может меняться в достаточно широких пределах.
Впрочем, автолюбителей эти подробности интересует мало - их больше волнует другой вопрос: какой марке отдать предпочтение? Однозначно ответить на него нам не позволит чувство профессионального такта и журналистская корректность. Можем лишь дать совершенно бесплатный и очень хороший совет: прислушайтесь к мнению установщиков, которым вы доверите оснащение своей машины противоугонной системой. Поэтому вопрос о выборе марки сигнализации на самом деле формулируется несколько иначе: как выбрать установщика?
Лучше дорого и долго, чем дешево и быстро
Специалистов по автомобильной безопасности не так уж много. К примеру, в Москве они прекрасно знают друг друга и осведомлены обо всех достоинствах и недостатках своих конкурентов. Но если судить по вывескам на дорогах, установщиков сигнализаций пруд пруди. Редкий автосервис не включает эти работы в перечень своих услуг. Естественно, качество их вряд ли будет высоким. Монтировать противоугонные системы разумнее в специализированных фирмах.
К сожалению, и среди них попадаются халтурщики. К моим знакомым специалистам обратился недавно за помощью владелец иномарки, сигнализацию на которую устанавливали в одной крупной и широко рекламирующей себя компании. Ее работники оказались настолько неквалифицированными, что в результате их действий сгорела дорогая магнитола.
Редко бывают качественными услуги, которые навязываются насильно. К примеру, некоторые автосалоны заставляют покупателей ставить сигнализации у своих инсталляторов, грозя в противном случае лишить гарантии на электрику. На снятие такой машины с охраны угонщику в результате требуется 2 - 3 минуты.
Как же быть? Как найти грамотного и совестливого мастера?
Вернее всего - бросить клич своим друзьям и знакомым, может быть, у кого-то найдется надежная и проверенная фирма. Внимательно изучить рекламу - некоторые крупные производители проводят авторизацию установщиков - соответствующий сертификат получают обычно лишь достаточно солидные предприятия.
Наконец, если расспросы и изучение рекламы не дают надежного адреса, на поиски можно отправиться самому. Существует несколько признаков, по которым можно определить грамотного установщика.
1. Такие предприятия обычно специализируются только на установке охранных систем и аудиотехники, в общем, на работах с электрикой и электроникой. Контор, где вам будут предлагать сменить заодно масло, отрегулировать движок и покрасить кузов, лучше избегать.
2. Комбинезоны сотрудников должны быть чистыми, а рабочие места - светлыми. Инструмент - фирменным и профессиональным. При соединении проводников не должен использоваться паяльник (олово с медью создают гальваническую пару, которая при наличии воды и соли начинает усиленно корродировать) - для этого существуют специальные коннекторы и переходники. Так, использование обычной изоленты свидетельствует о самом простом и примитивном подходе к работе.
3. От предложений поставить сигнализацию за два часа следует отказываться и тут же отправляться на поиски другого места - меньше чем за 8 часов качественно сделать эту работу нельзя. На установку некоторых, особенно сложных и дорогих систем может потребоваться 1,5 - 2 человеко-дня. Хорошая инсталляция делается так, чтобы угонщику нужно было хотя бы час-полтора, чтобы добраться до основного блока и отключить сигнализацию - чтобы не было прямого доступа, и блок не вываливался на злодея в результате удаления двух винтов.
4. Если в рекламе написано «Установка сигнализаций - от 40 долларов», вряд ли стоит ждать от такого исполнителя особого старания. Стоимость качественной работы начинается обычно от 80 долларов.
Желание сэкономить охватывает многих домашних умельцев, которые считают, что способны смонтировать сигнализацию своими силами. Для человека, искушенного в электрооборудовании автомобиля, знающего специфику своей машины и особенности конкретной модели сигнализации, эта задача может оказаться по плечу. Однако обычно эта самодеятельность оказывается лишь на руку угонщикам, которые прекрасно изучили психологию самопальщиков и места, куда они обычно прячут основные блоки. Можно и просто создать себе большие проблемы. К примеру, неверный выбор места разрыва проводов, ведущих к замку зажигания, способен вывести из строя блока электронного управления двигателем в некоторых иномарках. Бывали случаи, когда неопытные установщики случайно запускали механизм выброса подушки безопасности.
Многие фирмы (например Code Alarm) выпускают специальные наборы для самостоятельной установки. В комплект входит видеокассета, на которой подробно показан процесс монтажа: симпатичная девушка, держа кончиками наманикюренных пальчиков отвертку, изящно ставит сигнализацию. Однако это специальные и не очень сложные устройства, не требующие профессиональной квалификации.
Не каждая, даже самая дорогая сигнализация придется к месту в любой машине. Нужен индивидуальный, дифференцированный подход к каждому автомобилю и каждому клиенту. В этом убеждены все установщики, с которыми мы общались в процессе подготовки этого материала.
Их мы попросили ответить и на несколько вопросов, которые интересуют многих наших читателей.
Вы хотели это знать
- Есть ли смысл сэкономить на стоимости сигнализации и побольше потратить на установку?
Специалисты однозначно считают, что есть. Можно самую недорогую сигнализацию поставить очень качественно и тем самым защитить машину от угонщиков. И наоборот - самую дорогую смонтировать так, что вору не составит труда машину увести.
- Почему сигнализация барахлит?
Чаще всего это происходит от перепада температур и влажности - нарушается монтаж на плате, структура проводников, рассыхаются емкости. Однако качественные изделия проверенных производителей этими болезнями не страдают - выдерживают даже наши тяжелые климатические условия. Обычно выпущенные специально для России модели сигнализаций отличаются вовсе не каким-то особым исполнением, а лишь исключением некоторых дополнительных функций, чтобы снизить цену.
Иногда неполадки происходят из-за нарушения контактов во внешних проводах. Если это случилось, значит сигнализацию ставили не самые добросовестные и квалифицированные специалисты.
Довольно часто причиной неважной работы сигнализации оказываются проблемы с электрикой самой машины - дохлый аккумулятор, гнилые провода, плохие концевые выключатели.
- Можно ли вырубить сигнализацию электрошоком?
Если выход на исполнительные устройства (которые управляют, к примеру, миганием фар) выполнен на ключевых транзисторах, то такую сигнализацию можно отключить с помощью электрошока. Если же переключающими устройствами являются реле, то электрошок против такой сигнализации бессилен.
Так что присоединение электрошока к кузову на сигнализацию не действует. К контактам габаритов или фар - да, но только в дешевых моделях с исполнительными устройствами на полупроводниках.
- Слышал, что замок на коробку передач Mul-t-lock можно разрушить жидким азотом. Это правда?
Инженеры в российском представительстве фирмы подсчитали, сколько для этого потребуется жидкого азота - всего-то 80 литров. Так что если вам встретится на улице человек с тележкой, нагруженной сосудами Дюара, знайте: он идет снимать Mul-t-lock.
<< Предыдущая В начало рубрики Следующая >>