декабрь 2024 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Краткий экскурс в индустрию синтеза звука |
Слово «синтезатор» вошло в наш обиход настолько же крепко, как и слово «компьютер», и мы уже не стараемся вникнуть в смысл, понимая и так, о чем речь. На самом же деле разнообразие синтезаторов настолько велико, что в их классификации сам черт ногу сломит…
Пионеры
Чтобы понять, что это за штука такая – синтезатор, необходимо «отмотать» историю почти на 100 лет назад, когда изобретатель Лоуренс Хэммонд (Lawrence Hammond) решил производить новые музыкальные инструменты, использующие в своей работе электродвигатели. По сути своей этот прибор мало чем отличался от, скажем, пианино. В нем вместо струн и молоточков вращались диски, а звук снимался электромагнитом, то есть использовался принцип формирования звука подобный акустическому. Инструмент был назван по фамилии создателя - Hammond. Так или иначе, это был первый инструмент, эмулировавший звучание органа.
То же самое можно сказать и про другую легенду середины прошлого века: электропиано Rhodes, образцы которого появились еще в период Второй мировой войны. В корпусе «Родеса» размещались камертоны (по числу клавиш), которые приводились в движение молоточками — на манер настоящего пианино, а колебания фиксировались звукоснимателями. Считается, что именно эти два инструмента – Rhodes и Hammond - положили начало истории развития синтезаторов.
Со временем на рынке стали определяться основные участники: как ни странно, это были японские компании KORG, YAMAHA и Roland. Каждая компания отметилась как минимум одним вошедшим в историю аналоговым синтезатором. В частности, компания KORG выпустила серию невероятно успешных инструментов MS10 и MS20.
Первые аналоговые синтезаторы были монофоническими, то есть одновременно могла воспроизводиться только одна нота. Со временем им на смену пришли полифонические синтезаторы.
Свое, родное
Полагать, что синтезатор – это исключительно клавишный инструмент, большое заблуждение. Ведь чтобы воспроизводить всякого рода фантастические звуки, клавиши вовсе не нужны. Можно обойтись кучей регуляторов, преобразующих звуковую волну. Клавиши же используются потому, что это наиболее привычный для музыкантов интерфейс, то есть средство ввода информации. Основываясь на этом, можно смело заявить, что первым синтезатором был Термен Вокс, изобретение нашего соотечественника Льва Термена. Его можно считать и самым оригинальным – благодаря чувствительным датчикам, улавливающим положение руки исполнителя вблизи инструмента, звук получается необычайно тонкий и певучий; звуки Термен Вокса похож на плач какого-то потустороннего существа. Инструмент был на долгое время забыт, но сейчас его популярность снова набирает силу.
Не клавой единой...
Кроме клавишных синтезаторов, есть и масса других. Вспомним тот же Korg KAOSS Pad или YAMAHA TENORI-ON. Известно, что компания Roland начинала с синтезаторов, эмулирующих звучание ударных и перкуссии, а также синтезаторов бас-гитары - драм-машин. Такая машина могла заменить собой барабанщика, это именно драм-машина TR-808, ставшая хитом продаж, нанесла один из первых фонограммных ударов по шоу-бизнесу. Так постепенно электроника стала вытеснять человека со сцены. Скажем ей за это спасибо!
Следует упомянуть и о советских синтезаторах. Не секрет, что в нашей стране тоже умели делать музыкальные инструменты – от пианино «Прелюдия» до электрогитары «Урал». Были и синтезаторы. Первые модели старательно копировали с лучших западных образцов, так что качество действительно было высоким. Именно эти синтезаторы мы слышим в наших любимых советских фильмах «Москва-Кассиопея», «Солярис», вообще в большинстве советских фильмов 70–80-х годов. Многие советские аналоговые синтезаторы востребованы в Европе, США, Японии. В этом нет ничего странного, ведь каждая модель аналогового синтезатора в силу своей технологии имеет свой особенный тембр, а это как раз то, что нужно исполнителям по всему миру. Такие синтезаторы, как «Форманта», «Эстрадин» можно без труда найти на западных интернет-аукционах типа eBay. Так что нам тоже есть чем гордиться. И это они еще не видели аналоговый баян «Эстрадин 8Б»!
Цифра наступает
В конце 70-х – начале 80-х в эпохе «синтезаторостроения» назрел переломный момент. Бурное развитие компьютеров должно было рано или поздно привести к экспансии в музыкальную отрасль. Сначала на компьютерах появились простейшие трекеры (музыкальные редакторы), способные лишь наметить мелодию, но с ростом производительности «железа», они стали способны эмулировать звуковой сигнал, генерируемый в аналоговых синтезаторах. В один прекрасный момент цифровая эмуляция выделилась в полноценное направление в индустрии музыкального синтеза, чему поспособствовали такие компании как AKAI, Alesis, E-Mu, Oberheim. Одним из самых внушительных экземпляров цифровой техники был синтезатор E-Mu Emulator I c дисководом для записи сэмплов и позволивший исполнителям формировать целые библиотеки звуков. Со временем все крупные компании поняли, что игнорировать направление цифровых синтезаторов невозможно. Так конкурентная борьба на рынке искусственного звука вышла на новый виток.
По мере того, как комплектующие для производства цифровой техники становились доступнее, а алгоритмы цифровой эмуляции – все совершеннее, аналоговые синтезаторы стали сдавать. Потребителя привлекал более современный внешний вид и функционал цифровых моделей. С повсеместным распространением персональных компьютеров технология цифрового звука окончательно завоевала симпатии народных масс. История цифровых синтезаторов продолжается до нынешнего момента, и будет продолжаться еще очень долго. Наиболее популярные модели от лидеров отрасли – это KORG TRITON, Roland JUNO-D, Yamaha MOTIF.
В 90-х годах в музыкальной индустрии произошел очередной перелом – пришла эпоха цифровой звукозаписи. На смену грампластинкам и магнитофонным лентам приходят компакт-диски, а в студиях теперь записываются не на катушечные магнитофоны, а на цифровые носители и обрабатывают запись на компьютерах. Это послужило толчком к появлению софтверных синтезаторов, процессоров эффектов, а также программ для обработки и эмуляции звука. Экспансия цифровых технологий была настолько стремительна, что в нашем 2010 году мы вынуждены констатировать: нет в мире ни одного музыкального инструмента, который бы не был так или иначе сэмулирован. Даже человеческий голос был синтезирован неоднократно и настолько правдоподобно, что не каждый человек смог бы отличить копию от оригинала.
Духовые, струнные, электрогитары, барабаны – все уже сэмулировано и доступно в качестве приложения к редактору записи и сведения музыкальных инструментов. Звуки всего-на-свете хранятся в гигантских библиотеках семплов, которые постоянно пополняются.
Наиболее значимые в мире современной звукозаписи редакторы – это Pro Tools от компании Digidesign, Apple Logic Studio, Steinberg Cubase и Reason от Propellerheads. Вкупе с этими редакторами широко используются программные синтезаторы, такие как, например, Kontakt от компании Native Instruments, способный заменить любые «настоящие» инструменты от пианино до электродрели. Среди музыкантов – профессиональных и начинающих – очень популярен виртуальный синтезатор ударных Drumkits from Hell – его подборка сэмплов позволяет создавать барабанные треки, которые трудно отличить от «живой» записи.
Разработчики систем звукозаписи, создания музыки и цифровых эффектов стремятся объединить все музыкальные процессы в один и максимально упорядочить его. Поэтому виртуальные синтезаторы, как правило, распространяются в качестве приложений для профессиональных музыкальных редакторов. В начале 2000-х годов наметился новый поворот в развитии виртуальных синтезаторов. Наиболее удачнее копии легендарных моделей аналоговых синтезаторов стали получать «протезы» - контроллеры, которые выглядят так же, как и их прототипы, подключаются к компьютеру и используют его «мозги» и установленный софт. Самым удачным примером является KORG Legacy – «голем» прекрасного синтезатора KORG MS-20.
Вечные ценности
Самое интересное, что самые первые органы (гусары, молчать!) Hammond, электропианио Rhodes, аналоговые синтезаторы – все эти железяки никуда не делись, музыканты продолжают на них играть и использовать в своих записях. На раритеты есть большой спрос как среди коллекционеров, так и среди искушенных в звуке профессионалов. В то время как цифровые синтезаторы превратились в ширпотреб, аналоговая техника перешла в разряд уникальных и редких инструментов. Так что если вдруг обнаружите у себя в кладовке старую советскую «Ионику», не спешите ее выкидывать. Пройдет немного времени, и она будет стоить целое состояние.
<< Предыдущая В начало рубрики Следующая >>