Предложения РАТЭК по реформированию авторского сбора |
Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники РАТЭК обратилась в Администрацию Президента РФ, Государственную Думу, Правительство Российской Федерации и к Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей по поводу широкомасштабных и структурных проблем, возникших в области т.н. «авторского сбора с пишущей потребительской электроники».
В отсутствие четкого законодательного регулирования добросовестные участники рынка, в том числе крупные инвесторы в экономику Российской Федерации, оказались в условиях правовой неопределенности ведения бизнеса и, в частности, бюджетирования расходов по выплате авторского сбора, которые затрудняют работу компаний и негативно сказываются на деловом климате и стабильности развития рынка.
Подтверждением очевидных проблем регулирования в этой сфере являются многочисленные судебные процессы, возбуждаемые аккредитованной на сбор организацией – Российским союзом правообладателей (РСП), число которых постоянно растет.
Наиболее часто предъявляемые к добросовестным импортерам иски состоят во взыскании вознаграждения за ввоз оборудования и носителей информации, относящихся к категории профессионального оборудования, которое согласно ст. 1245 ГК РФ освобождено от авторского сбора, например, серверов, рабочих станций, профессиональных ноутбуков и др.
Большинство судов игнорирует достигнутые импортерами договоренности с РСП, включенные в договоры и касающиеся согласованных перечней оборудования, подлежащего обложению сбором и взыскивает дополнительные средства, запланировать которые компании не могут.
Также встает вопрос о размере компенсации авторам: на фоне данных Всероссийского опроса ВЦИОМ только 2% россиян за последний год копировали для личных нужд купленный контент (см. прилагаемую брошюру). В то время как по данным аналогичного исследования 2014 года их число составляло 13%.
Кроме всего перечисленного, стоит отметить недовольство правообладателей сложившейся системой распределения собранных средств. Так ведущие продюсерские центры и непосредственно авторы считают порядок выплаты компенсационного вознаграждения непрозрачным и несправедливым.
В связи с вышеизложенным Ассоциация РАТЭК предлагает:
- установить четкие критерии и процедуры решения вопросов отнесения оборудования к подлежащему обложению сбором и неподлежащему;
- установить обязательную процедуру досудебного урегулирования споров сборщика с импортерами;
- создать механизм стимулирования аккредитованной организации на расширение числа плательщиков сбора;
- передать функцию сбора государству, оставив за аккредитованной организацией функцию распределения собранного вознаграждения;
- вывести из-под сбора оборудование, вывозимое с территории РФ в страны-члены ЕАЭС, конкретизировав понятие «экспорт»;
- поставить перед Верховным Судом вопрос о необходимости разъяснения судебной практики по делам, связанным с взысканием авторского сбора;
- внести изменения в Постановление Правительства от 14.10.2010 № 829:
• исключить профессиональное ИКТ-оборудование (серверы, кинокамеры, кинопроекторы и пр.), цифровые камеры
• установить два критерия отнесения оборудования к персональному: код ТН ВЭД и описание функционала,
• вывести из-под сбора устройства, предназначенные для ремонта и технического обслуживания
- не поддержать инициативу Министерства культуры РФ о включении в перечень оборудования, облагаемого «авторским сбором», т.н. «умных часов» (smart watch).
- распространить действие антимонопольного законодательства на рынок управления коллективными правами с целью осуществления дополнительного контроля.
<< Предыдущая В начало рубрики Следующая >>