Дистанционное образованиеНикто не будет спорить с утверждением о том, что технологии постоянно развиваются. Увеличивается функциональность устройств, появляются новые возможности, улучшаются программы, расширяется сфера применения высоких технологий |
В неудержимой гонке технологий остается открытым вопрос о необходимости подобных соревнований, ведь зачем улучшать то, что хорошо само по себе?
Действительно, иногда создается впечатление, что прогресс протекает ради самого прогресса, не учитывая при этом реальную потребность в том или ином нововведении. Перед глазами встает картина обезумевших ученых, которые дни и ночи напролет работают над улучшением вещей, которые, в принципе, улучшать не надо. Конечно, можно опротестовать мое заявление, заявив, что всегда можно сделать просто хорошую вещь потрясающе восхитительной. Тогда скажите, для чего предназначены такие «гениальные» изобретения, как фонарики на солнечных батарейках или клаксоны для глухих людей?
До сих пор человечество радовал тот факт, что, несмотря на улучшение всего и вся, образовательный процесс оставался таким же традиционным, как и сотни лет назад.
Новая модель обучения
Однако сегодня все более значительную роль в обучении начинают играть информационные технологии. Компьютер уже давно стал основным техническим средством обучения, с упехом заменив устарешие проектор и эпидоскоп. При этом он не только замещает их функции, но и позволяет, к примеру, моделировать химические и физические процессы, которые невозможно наблюдать в реальности. Компьютер становится помощником учителя и тогда, когда для урока необходимо много наглядного раздаточного материала.
Постепенно компьютеризация достигла масштабов, достаточных для начала нового этапа в развитии образовательных программ. Именно так появилось удаленное обучение или, иначе говоря, дистанционное образование (ДО). Что же представляет собой ДО, каковы его методы, возможности и перспективы? Об этом мы и расскажем в данной статье.
Методы
Дистанционное образование (Distance education) известно также под названиями «дистантное образование» (Distant education), «дистантное обучение» (Distant learning) и «телеобучение» (Teletraining). В любом случае, суть ДО сводится к обучению на расстоянии посредством компьютерных и мультимедийных технологий.
Дистанционное образование основывается на различных методиках:
1. Самостоятельная работа студента с базами данных. В этом случае участие преподавателя в учебном процессе сведено к минимуму. Отсутствует также контакт между самими учащимися. По сути, данная методика является вариантом самообучения: студента снабжают всеми необходимыми материалами и программой обучения, а по истечении определенного срока проверяют полученные знания.
2. Персонализированное образование рассчитано на обучение одного студента одним преподавателем. Преподаватель постоянно контролирует деятельность студента, удаленно просматривая его компьютер и следя за общим ходом работы, а также давая полезные советы и рекомендации. Естественно, физически преподаватель и студент не встречаются, общение происходит в синхронном или асинхронном режиме (о режимах взаимодействия смотрите ниже).
3. Лекторский метод основан на работе преподавателя с группой студентов без обратной связи. В данном случае преподаватель играет роль телевизионного диктора, который обращается с речью к огромной аудитории телезрителей.
4. Смешанный подход является наиболее сложным и, вместе с тем, наиболее продуктивным. Он основан на взаимосвязи преподавателя или группы преподавателей со студентами, а также виртуальном общении студентов друг с другом.
Существуют два способа взаимодействия преподавателя и студентов при дистанционном обучении: синхронный и асинхронный.
Синхронное взаимодействие реализуется через:
- интернет-чат;
- программы мгновенного обмена сообщениями типа ICQ, QIP и проч.;
- телефонные конференции через программы типа Skype;
- видеоконференции, в том числе, по спутниковой связи;
- и другие способы.
Асинхронное взаимодействие реализуется через:
- форум;
- электронную почту;
- книги, конспекты и компакт-диски с информацией;
- интерактивные базы данных;
- электронные библиотеки;
- тренажеры практических навыков с удаленным доступом;
- обучающие лаборатории;
- и другие способы.
Если большинство вышеуказанных методов работы понятны без каких-либо пояснений, то про обучающие лаборатории стоит рассказать подробнее.
Таким образом, студенты получают уникальную возможность не только участвовать в групповых экспериментах, но и самостоятельно проводить исследования, не выходя при этом из дома.
Контроль знаний и мошенничество
Подсказки, списывание, шпаргалки, «бомбы», надиктовка ответов – эти и другие виды мошенничества широко распространены в студенческой среде при сдаче очных экзаменов, вне зависимости от возрастной категории учащихся. Не осталось в стороне и дистанционное обучение, тем более что в этом плане оно весьма уязвимо.
Стоит отметить, что дистанционное обучение – это в первую очередь приобретение навыков для себя самого. Человек, который выбирает ДО, должен осознавать необходимость получения новых знаний и умений. Только в этом случае возможен эффективный образовательный процесс.
Программы
Radmin – это разработка российской компании «Фаматек», используемая для удаленного управления компьютерами. В свое время она стала одной из первых программ, нашедших свое применение в образовательном процессе на территории Российской Федерации. Программа позволяет преподавателю не только наблюдать за экраном любого компьютера в классе, но и самому работать за удаленным компьютером в локальной сети, не покидая своего места. Это имеет смысл как для помощи студенту при выполнении какого-либо задания, так и для контроля за возможными нежелательными действиями последнего.
Распространена и обратная схема использования Radmin, при которой преподаватель объясняет студентам материал, демонстрируя его на своем компьютере, а учащиеся наблюдают за этим, сидя каждый перед своим монитором.
Недавно была разработана совершенно особая методика преподавания, оказавшаяся очень успешной: с помощью проектора на экран выводится несколько мониторов, что создает атмосферу соревновательности между студентами, выполняющими одно и то же задание. Практика показывает, что это мотивирует их к более быстрому и качественному выполнению заданий.
Подводя итоги
Информационные технологии сегодня оказывают огромное влияние на жизнь человека, поэтому их применение в образовании является не одним из альтернативных путей развития методологии, а повседневной необходимостью. В наш быт легко вошли компьютеры, высокоскоростной доступ во всемирную паутину и технические мультимедиа-возможности. Было бы непростительно не использовать то, что буквально «лежит под ногами».
Тем не менее, эффективное дистанционное образование возможно лишь в случае высокой мотивации самого студента, иначе это просто выброшенные на ветер деньги и время. Никто не проконтролирует человека лучше его самого – это следует помнить при организации дистанционного образования.
При создании программ ДО и выборе преподавателей необходимо применять совершенно иные принципы и требования к подаче информации, отличные от традиционных подходов.
Дистанционное образование должно обеспечивать:
- персональный подход к студенту;
- дифференцированную оценку знаний и умений;
- контроль над процессом обучения;
- своевременное обнаружение ошибок студента и их коррекцию;
- хорошо налаженную обратную связь.
Особенности дистанционного образования:
- регулярные демонстрации визуальной учебной информации;
- выполнение лабораторных работ и наглядных опытов по моделированию различных процессов и явлений;
- развитие умения выработки оптимальных решений;
- увеличение интереса к самому процессу обучения;
- мотивация у студента самоконтроля над учебно-познавательной деятельностью;
- передача культуры познания окружающего мира в объемах, выходящих за рамки учебной программы.
Перспективы
Сейчас мне бы хотелось спеть дифирамбы дистанционному обучению и сказать, что всего через каких-то 20 – 30 лет наши дети или внуки будут сидеть дома и внимать компьютерному преподавателю, а не томиться в стесненных условиях школы или университета. Однако я уверен, что ДО никогда не займет главенствующее место в образовательной системе. Ведь человек – это социальное существо, которое нуждается в живом общении, а не в его виртуальной замене.
К тому же вспомните себя в детском или юношеском возрасте: так ли вы жаждали знаний? Разве мог для вас самый лучший и интересный учебник заменить дискуссию со сверстниками? Так что дистанционное образование будет развиваться и дальше в качестве недорогого, удобного и приятного, но, тем не менее, дополнительного способа получения знаний.
<< Предыдущая В начало рубрики Следующая >>